В структуре Базисного образовательного (учебного) плана выделяются три части: 
инвариантная часть; 
вариативная часть; 
внеурочная деятельность. 
При этом в новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Чем же определяется такая актуальность внеурочной деятельности? В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ре­бенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благода­ря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздейст­вие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:
в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.);
  вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.).
Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального реля­тивизма.
Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации вос­питательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспита­тельного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность пре­доставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разрабо­танным группой сотрудников РАО под руководством академика A.MКондакова.