Тема: Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся
Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление
начинается там, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в
условиях неопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет
материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное
в результате длительного накопления знаний в определенной области. Интуиция
приходит как вознаграждение за труд.
Специфичность акта творчества заключается во внезапном озарении, в
осознании чего-то, всплывшего из глубин подсознания, в охвате элементов
ситуации в тех связях и отношениях, которые гарантируют решение задач. Поиск
решения творческой задачи чаще всего продолжается в подсознании, причем сам
процесс обработки информации при этом не осознается (в осознании отражается
лишь результат решения).
Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации
(побуждения) связаны с потребностями человека .
Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение.
Творческому воображению, фантазии принадлежит решающая роль в создании нового и
развитии общества. Эта способность должна постоянно развиваться,
стимулироваться и тренироваться.
Активизация творческого мышления предполагает знание факторов, отрицательно
влияющих на него. Противоположностью творческого воображения является
психологическая инерция мышления, связанная со стремлением действовать в
соответствии с прошлым опытом и знаниями, с использованием стандартных методов
и т.п. Процесс технического творчества учащихся можно представить как решение
специально подобранной системы учебных и производственных технических задач. В
связи с этим задания следует формировать таким образом, чтобы исключить
возможность психологической инерции и ее отрицательного влияния на творчество.
Без упорства, настойчивости и целенаправленности творческие достижения
немыслимы.
В техническом творчестве материалистическая диалектика и системный подход
составляют единое направление в развитии современного научного познания.
Элементы теории познания являются основными методологическими средствами
технического творчества, к которым также относятся методы инженерного
творчества .
Принимая во внимание довольно большое разнообразие методов инженерного
творчества и то, что их число продолжает расти, возникает вопрос: какому методу
или каким методом рекомендуется в первую очередь обучать учащихся. Опытные
педагоги и методисты считают, что целесообразно обучать какому-либо одному
методу или нацеливать учащихся на освоение сразу всех имеющихся подходов и
методов. Сначала учащиеся должны научиться свободно пользоваться небольшим
набором из трех - пяти методов. Например, это могут быть широкоиспользуемые в творческой
деятельности методы.
Дальнейшее повышение эффективности творческой деятельности ученика связано
с приобретением собственного опыта и расширением набора используемых методов
решения проблемных технических задач.
Методологические средства творческого поиска могут использоваться
исследователем в разных сочетаниях и последовательностях, но общую схему
решения технических задач.
Каждое новое техническое решение, рационализаторское предложение или
изобретение - это ничем не восполнимые ступеньки духовного роста человека как
личности, его самоутверждения в жизни. Научно-технический прогресс,
экономическая мощь страны находятся в прямой Зависимости от творческого
потенциала ее работников и в первую очередь от контингента творчески мыслящих и
действующих учащихся, поэтому в настоящее время подготовка таких творческих
личностей является важнейшей задачей.