В третьем тысячелетии уровень социального и экономического раз-
вития государства, его конкурентоспособность и лидерство на между-
народной арене во многом зависят от способности страны предложить
новые идеи, проекты, технологии, отвечающие современным запросам
общества. Для выхода государства на передовые научные и экономи-
ческие рубежи необходимо наличие граждан, которые могут мыслить
оригинально, осуществлять творческую деятельность, генерировать
нестандартные решения. В условиях дефицита таких людей остро стоит
проблема выявления молодых талантов. В связи с этим во многих стра-
нах мира задача поиска и раннего развития одаренных детей имеет ста-
тус государственной важности, что обусловливает социальный запрос
на исследование феномена детской одаренности, разработку моделей
обучения и воспитания талантливой молодежи.
Следует отметить, что в научных подходах, а также в практике сопро-
вождения и поддержки одаренных детей в разных странах наблюдаются
существенные различия, в которых отражаются особенности нацио-
нальной культуры и менталитета. Например, в Швеции и Дании счи-
тается неприемлемым как констатировать наличие исключительного
потенциала, так и обеспечивать его развитие. В Китае (как и в бывшем
Советском Союзе), наоборот, в образовании делается акцент на стиму-
ляцию процесса развития исключительных способностей1. По мнению
Дж. Фримен, на Западе страх перед элитарностью препятствует созда-
нию особых условий обучения и воспитания для детей с исключительными способностями. Вместе с тем именно там, особенно в Америке,
имеется наибольшее число разработок теорий и моделей одаренности.
У. Брикман в своем исследовании «Подходы к обучению одаренных
и талантливых в разных странах»1, анализируя опыт работы с ода-
ренными детьми в Великобритании, России и Германии, приходит
к выводу о том, что в практике педагогической деятельности разных
стран можно выделить два основных подхода к обучению одаренных
детей:
1) организация обучения одаренных детей в специализированных
школах;
2) организация обучения одаренных детей в обычных школах,
но с проявлением повышенного внимания к ним.
Пример Так, в Великобритании считается, что в разделении одаренных и обыч- ных детей нет необходимости. К талантливым школьникам требуется про- являть особое внимание на всех этапах образования, но создание отдельных школ для таких детей нецелесообразно. В Великобритании наибольшее рас- пространение получил индивидуальный подход к ученику, поэтому для обу- чения одаренных и талантливых детей здесь используются специальные про- граммы. Исключением являются специализированные учебные заведения (школы искусств, спортивные школы и т.п.), где организуется обучение детей со специальной одаренностью. В Германии одаренных детей начинают выявлять с 10—12-летнего воз- раста, используя для этого диагностические методики с целью последующего выделения талантливых школьников в отдельные группы и обеспечения им ранней специализации в гимназиях.
В практике отечественного образования наибольшее распростране- ние получил первый подход: спецшколы для талантливых и одаренных детей всегда занимали прочное место в советской школьной системе.
Однако российская государственная политика в сфере образования одаренных детей в различные исторические периоды была неодно- родна. Вопросам обучения и воспитания талантливых детей в нашей стране уделялось особое внимание еще до революции. Вплоть до октя- бря 1917 г. в России существовали гимназии, в которых были специ- альные группы для одаренных учеников, предназначенные в первую очередь для детей высшего света, а также элитные учебные заведения (Царскосельский лицей, Катковский лицей и т.д.), где создавались осо- бая образовательная среда и условия жизни для детей из дворянских семей. Кроме того, действовали специализированные учебные заве- дения, например балетные школы, в которые отбирали талантливых детей из всех социальных групп.
До 1930-х гг. в отечественной психолого-педагогической науке наблюдался стабильный интерес к феномену одаренности, имелись значительные разработки этой проблемы, которые были включены в систему международных исследований и находились на уровне мировой науки. В этот период развитие теории одаренности было свя- зано с адаптацией и интенсивным применением зарубежных тестов на интеллект. Это привело к тому, что в практической деятельности увлечение тестовыми методиками перевесило все другие методы изуче- ния одаренных детей. В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педагогиче- ских извращениях в системе Наркомпросов». В этом постановлении было указано на принципиальную порочность основного метода педо- логии — тестовых обследований, претендовавших на измерение ода- ренности детей, а на самом деле представляющих собой «форменное издевательство над учащимися, противоречащее задачам советской школы и здравому смыслу»1. Так, любой особый подход к одаренным детям в нашей стране был провозглашен «педагогической перверсией» (педагогическим извращением), т.е. фактически запрещен. В 1957—1958 гг. МГУ с целью выявления математически одаренных детей провел первые математические олимпиады, а в 1959 г. был создан специальный 9-й класс для детей с математическими способностями в школе № 425 г. Москвы под контролем Министерства образования РСФСР. Постепенно стали создаваться специализированные школы для талантливых в различных дисциплинах учеников. В конце 1960-х гг. начали появляться кружки и различные объединения, чтобы продлить обучение одаренных детей за пределами школы2. Сегодня в ситуации глобальных преобразований всех сфер жизни российского общества вновь актуализировались вопросы детской ода- ренности. Экономика нашей страны остро нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями, нестандартным мышлением, твор- ческой активностью и высокой социальной ответственностью. Именно талантливые школьники, демонстрирующие незаурядные способности, представляют для государства основной интерес в качестве интеллек- туального и творческого потенциала, обуславливающего будущее раз- витие страны. Социальный заказ на активизацию педагогических усилий по выяв- лению и развитию молодых талантов отчетливо выражен в норматив- ных документах сферы образования последнего десятилетия, основ- ными из которых являются: 1) Федеральная целевая программа развития образования на 2011— 2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61), в которой подчеркивается, что в России пока не сфор- мирована система целенаправленной работы с одаренными детьмии талантливой молодежью. Требуется создание ресурсов и программ для одаренных детей; создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах; создание единой федеральной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьни- ков, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой моло- дежи; разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития образования талантливых детей; 2) Национальная стратегия действий в интересах детей Российской Федерации до 2017 года (утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Она указывает на необходимость обеспечения усло- вий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей; 3) Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы (утверждена распоряжением Прави- тельства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р). Здесь в разд. 2.4 «Выяв- ление и поддержка одаренных детей и молодежи» развитие молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению понимается как важное условие повышения качества человеческого капитала страны; 4) Концепция Российской национальной системы выявления и разви- тия молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.). В документе отмечается, что концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функ- ционирования. Анализ документов, принятых в отношении современных про- блем в сфере поддержки одаренных детей на государственном уровне, позволяет определить следующие направления решения важнейших вопросов1.
Основные направления поддержки одаренных детей 1. В части выявления и социально-педагогического сопровождения одаренных детей: а) развитие и совершенствование системы интеллектуальных и творче- ских состязаний одаренных детей и талантливой молодежи, которые позво- лят расширить перечень льгот при поступлении их в вузы (помимо Всерос- сийской олимпиады школьников); б) создание ресурсных центров поддержки одаренных детей на базе государ- ственных учреждений по разработке системы диагностики одаренности детей и консультационной помощи детям, их родителям, педагогам и специалистам разных ведомств; ведению адресного мониторинга достижений детей региона; консультированию детей в вопросах трудоустройства и самоопределения; орга- низационной поддержке олимпиад школьников; организационной поддержке детского творчества в сфере технического творчества, туризма, экологии, куль- туры и искусства и других направлений, реализуемых в системе образования региона; по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров разных ведомств в вопросах сопровождения одаренного ребенка; информаци- онной поддержке и организации работы интернет-портала «Одаренные дети», в том числе предоставлению информации о системе образования региона; в) организация исследования рынка труда на предмет востребованности талантливых кадров для развития инновационной экономики России; обеспе- чение взаимодействия со службами занятости для закрепления талантливой молодежи в региональной и российской экономике. 2. В части совершенствования нормативно-правовой базы работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью: а) развитие договорных отношений в системе «общеобразовательное учреж- дение — образовательное учреждение высшего профессионального образова- ния — производство» по сопровождению одаренных детей и молодежи; б) создание условий для разработки программ взаимодействия образо- вательных учреждений общего и высшего профессионального образования; в) разработка пакета нормативных правовых актов, обеспечивающих механизмы межведомственного взаимодействия и развитие сферы социаль- ного партнерства по выявлению одаренных детей и работе с ними; г) разработка региональных концепций (программ) межведомственного взаимодействия по сопровождению одаренных детей и молодежи, дополне- ние в действующие нормативные документы СРО (Положения об аттестации образовательного учреждения, педагогических и руководящих кадров и др.). 3. В части развития внутри- и межведомственного взаимодействия при работе с одаренными детьми и молодежью: а) создание региональных координационных советов по работе с одарен- ными детьми в рамках регионального образовательного пространства, задачей которых должно стать изучение и формирование государственного и социаль- ного заказа на работу с одаренными детьми, разработку нормативно-правовой базы обеспечения этого процесса, выстраивание системной работы с муници- пальными районами по поддержке одаренности, открытие региональных цен- тров для одаренных детей (соорганизация ресурсных возможностей региональ- ной системы образования по работе с одаренными детьми) и др.; б) организация взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений для создания комплекса условий и средств, направленных на совершенствова- ние системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, в том числе разработка механизмов взаимодействия общего, дополнительного и профес- сионального образования в процессе реализации общеобразовательных про- грамм старшей школы, ориентированных на одаренных детей; профессио- нальная ориентация одаренных старшеклассников на направления и про- фили профессиональной подготовки, реализуемые в вузе, системе среднего и начального профессионального образования; развитие материально-тех- нической базы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников на базе вуза (совместно со студентами и аспирантами); подготовка олимпиадных команд, включая психологиче- скую подготовку (по определенным предметам); организация и проведение научно-практических конференций и других форм работы с одаренными стар- шеклассниками; в) разработка, ведение и координация Единого календаря мероприятий по работе с одаренными детьми в регионе с учетом межведомственного вза- имодействия учреждений образования, культуры, спорта. 4. В части развития финансово-экономического обеспечения работы с одаренными детьми и молодежью: а) обеспечение конкурсного финансирования (в форме субсидий и гран- тов) инициатив по работе с одаренными (талантливыми) детьми и молоде- жью, грантов и стипендий для одаренных (талантливых) школьников, сту- дентов и молодых профессионалов с целью поддержки их дальнейшего про- фессионального развития; б) привлечение средств предпринимателей региона, общественных фон- дов в качестве спонсорской поддержки работы с молодежью; в) создание стажировочных площадок на базе ведущих образовательных учреждений по проблемам выявления и сопровождения одаренных детей; обеспечение финансирования региональных площадок и учреждений, рабо- тающих по данной проблеме; г) организация финансовой поддержки системы дополнительного образо- вания детей в области точных, естественных и гуманитарных наук, ориенти- рованной на повышение уровня оплаты труда педагогов и внедрение инно- вационных образовательных технологий; д) выделение бюджетных средств на персональные пенсии выдающимся профессионалам в различных областях деятельности. 5. В части кадрового обеспечения работы с одаренными детьми и молодежью: а) выстраивание системы подготовки и повышения квалификации спе- циалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью, в том числе раз- работка спецкурсов по проблемам сопровождения одаренных детей в про- граммах обучения студентов в педагогических и классических университетах; б) разработка механизмов обучения и повышения квалификации спе- циалистов, профессионально занимающихся работой с одаренными детьми и молодежью; в) разработка системы подготовки тьюторов для одаренных детей, а также вариантов мотивации деятельности тьюторов. 6. В части мотивационной поддержки сопровождения одаренных детей: а) создание Единого общенационального свода именных стипендий, гран- тов одаренным детям и молодежи; б) разработка системы стимулирующих надбавок и доплат педагогиче- ским работникам, эффективно и результативно организующих работу с ода- ренными детьми и молодежью; в) разработка методики финансирования деятельности педагогов, рабо- тающих с одаренными детьми по индивидуальным учебным планам или тра- екториям в условиях общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности. 7. В части развития техносферы научно-исследовательской, научно- технической, проектной, поисковой деятельности школьников: а) создание учебных классов, оснащенных средствами ИКТ, включая спе- циальное научно-технологическое оборудование для организации научноисследовательской деятельности старшеклассников и студентов на базе вузов и ведущих образовательных учреждений; б) создание профильных естественно-математических и инженерных моду- лей, предназначенных для практического освоения, разработки и внедрения учебных и прикладных систем и технологий, ведения проектно-конструктор- ской и технологической деятельности по определенным направлениям науки и техники; в) организация конкурсов научно-исследовательских работ школьников и студентов по разным направлениям творчества, в том числе в области мате- матических, естественнонаучных и инженерных дисциплин; г) создание условий для практического ознакомления детей и молодежи с современными достижениями науки, высокими технологиями, устрой- ствами и системами и их ролью в жизни человека; д) создание условий для разработки и реализации проектов в разных сфе- рах экономики, создание бизнес-инкубаторов школьных и студенческих про- ектов. 8. В части научно-методического и информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей: а) создание на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципаль- ном) научно-методических центров по работе с одаренными детьми и моло- дежью; б) создание федеральной системы мониторинга достижений одаренных детей, результативности работы педагогов, учреждений, органов исполни- тельной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; в) создание консультативных служб для родителей одаренных детей и молодежи; г) ежегодное издание сборников учебно-методических материалов по основным направлениям работы с одаренными детьми и молодежью, в том числе разработка и апробация современных методик развития разных видов одаренности (в области математики, физиологии, анатомии человека, соци- альной одаренности и др.); д) изучение и пропаганда уникального опыта субъектов РФ по организа- ции работы с одаренными детьми и молодежью; е) создание единого всероссийского информационно-образовательного интернет-портала, ведение информационной базы данных по проблеме под- держки одаренных детей; ж) научно-методическое и экспертное сопровождение разработки и вне- дрения проектов по работе с одаренными детьми; з) создание экспериментальных площадок и базовых площадок по апро- бации новых технологий работы с одаренными детьми (в области экологии, биологии, математики, социального творчества и др.). Таким образом, основные концептуальные идеи и стратегические ориентиры современной государственной политики в сфере одарен- ного детства можно сформулировать в следующих тезисах.
1. В ближайшие годы в российском образовании должна быть выстро- ена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талант- ливых детей.
2. Творческую среду, способствующую выявлению и развитию особо одаренных обучающихся, необходимо создавать в каждом общеобразо- вательном учреждении.
3. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.
4. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов для школьни- ков, а также систему поддержки талантливых детей, имеющих яркие, очевидные успехи и выдающиеся результаты.
5. Важное и существенное место работа с одаренными детьми должна занять в практике дополнительного образования.
6. Необходимо отработать механизмы учета индивидуальных дости- жений обучающихся при приеме в вузы.
7. Следует изучать, обобщать и распространять имеющийся в прак- тике отечественного образования опыт эффективного обучения и вос- питания одаренных детей (например, деятельность физико-матема- тических школ и интернатов при ряде российских университетов, специализированных балетных школ и т.д.).
8. Для обучающихся, проявивших свои таланты в различных сфе- рах деятельности, требуется организовывать слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживаю- щие и развивающие сформировавшуюся одаренность.
9. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целе- сообразной, поэтому норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения.
10. Педагоги, благодаря которым обучающиеся добились высоких результатов, должны получать значительные стимулирующие выплаты. Государственные инициативы, направленные на создание условий и поддержку педагогической деятельности по выявлению и развитию талантливой молодежи, актуализировали проблемы детской одаренно- сти в психолого-педагогической науке и практике.
Пример Так, в Великобритании считается, что в разделении одаренных и обыч- ных детей нет необходимости. К талантливым школьникам требуется про- являть особое внимание на всех этапах образования, но создание отдельных школ для таких детей нецелесообразно. В Великобритании наибольшее рас- пространение получил индивидуальный подход к ученику, поэтому для обу- чения одаренных и талантливых детей здесь используются специальные про- граммы. Исключением являются специализированные учебные заведения (школы искусств, спортивные школы и т.п.), где организуется обучение детей со специальной одаренностью. В Германии одаренных детей начинают выявлять с 10—12-летнего воз- раста, используя для этого диагностические методики с целью последующего выделения талантливых школьников в отдельные группы и обеспечения им ранней специализации в гимназиях.
В практике отечественного образования наибольшее распростране- ние получил первый подход: спецшколы для талантливых и одаренных детей всегда занимали прочное место в советской школьной системе.
Однако российская государственная политика в сфере образования одаренных детей в различные исторические периоды была неодно- родна. Вопросам обучения и воспитания талантливых детей в нашей стране уделялось особое внимание еще до революции. Вплоть до октя- бря 1917 г. в России существовали гимназии, в которых были специ- альные группы для одаренных учеников, предназначенные в первую очередь для детей высшего света, а также элитные учебные заведения (Царскосельский лицей, Катковский лицей и т.д.), где создавались осо- бая образовательная среда и условия жизни для детей из дворянских семей. Кроме того, действовали специализированные учебные заве- дения, например балетные школы, в которые отбирали талантливых детей из всех социальных групп.
До 1930-х гг. в отечественной психолого-педагогической науке наблюдался стабильный интерес к феномену одаренности, имелись значительные разработки этой проблемы, которые были включены в систему международных исследований и находились на уровне мировой науки. В этот период развитие теории одаренности было свя- зано с адаптацией и интенсивным применением зарубежных тестов на интеллект. Это привело к тому, что в практической деятельности увлечение тестовыми методиками перевесило все другие методы изуче- ния одаренных детей. В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педагогиче- ских извращениях в системе Наркомпросов». В этом постановлении было указано на принципиальную порочность основного метода педо- логии — тестовых обследований, претендовавших на измерение ода- ренности детей, а на самом деле представляющих собой «форменное издевательство над учащимися, противоречащее задачам советской школы и здравому смыслу»1. Так, любой особый подход к одаренным детям в нашей стране был провозглашен «педагогической перверсией» (педагогическим извращением), т.е. фактически запрещен. В 1957—1958 гг. МГУ с целью выявления математически одаренных детей провел первые математические олимпиады, а в 1959 г. был создан специальный 9-й класс для детей с математическими способностями в школе № 425 г. Москвы под контролем Министерства образования РСФСР. Постепенно стали создаваться специализированные школы для талантливых в различных дисциплинах учеников. В конце 1960-х гг. начали появляться кружки и различные объединения, чтобы продлить обучение одаренных детей за пределами школы2. Сегодня в ситуации глобальных преобразований всех сфер жизни российского общества вновь актуализировались вопросы детской ода- ренности. Экономика нашей страны остро нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями, нестандартным мышлением, твор- ческой активностью и высокой социальной ответственностью. Именно талантливые школьники, демонстрирующие незаурядные способности, представляют для государства основной интерес в качестве интеллек- туального и творческого потенциала, обуславливающего будущее раз- витие страны. Социальный заказ на активизацию педагогических усилий по выяв- лению и развитию молодых талантов отчетливо выражен в норматив- ных документах сферы образования последнего десятилетия, основ- ными из которых являются: 1) Федеральная целевая программа развития образования на 2011— 2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61), в которой подчеркивается, что в России пока не сфор- мирована система целенаправленной работы с одаренными детьмии талантливой молодежью. Требуется создание ресурсов и программ для одаренных детей; создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах; создание единой федеральной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьни- ков, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой моло- дежи; разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития образования талантливых детей; 2) Национальная стратегия действий в интересах детей Российской Федерации до 2017 года (утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Она указывает на необходимость обеспечения усло- вий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей; 3) Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы (утверждена распоряжением Прави- тельства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р). Здесь в разд. 2.4 «Выяв- ление и поддержка одаренных детей и молодежи» развитие молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению понимается как важное условие повышения качества человеческого капитала страны; 4) Концепция Российской национальной системы выявления и разви- тия молодых талантов (утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 г.). В документе отмечается, что концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функ- ционирования. Анализ документов, принятых в отношении современных про- блем в сфере поддержки одаренных детей на государственном уровне, позволяет определить следующие направления решения важнейших вопросов1.
Основные направления поддержки одаренных детей 1. В части выявления и социально-педагогического сопровождения одаренных детей: а) развитие и совершенствование системы интеллектуальных и творче- ских состязаний одаренных детей и талантливой молодежи, которые позво- лят расширить перечень льгот при поступлении их в вузы (помимо Всерос- сийской олимпиады школьников); б) создание ресурсных центров поддержки одаренных детей на базе государ- ственных учреждений по разработке системы диагностики одаренности детей и консультационной помощи детям, их родителям, педагогам и специалистам разных ведомств; ведению адресного мониторинга достижений детей региона; консультированию детей в вопросах трудоустройства и самоопределения; орга- низационной поддержке олимпиад школьников; организационной поддержке детского творчества в сфере технического творчества, туризма, экологии, куль- туры и искусства и других направлений, реализуемых в системе образования региона; по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров разных ведомств в вопросах сопровождения одаренного ребенка; информаци- онной поддержке и организации работы интернет-портала «Одаренные дети», в том числе предоставлению информации о системе образования региона; в) организация исследования рынка труда на предмет востребованности талантливых кадров для развития инновационной экономики России; обеспе- чение взаимодействия со службами занятости для закрепления талантливой молодежи в региональной и российской экономике. 2. В части совершенствования нормативно-правовой базы работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью: а) развитие договорных отношений в системе «общеобразовательное учреж- дение — образовательное учреждение высшего профессионального образова- ния — производство» по сопровождению одаренных детей и молодежи; б) создание условий для разработки программ взаимодействия образо- вательных учреждений общего и высшего профессионального образования; в) разработка пакета нормативных правовых актов, обеспечивающих механизмы межведомственного взаимодействия и развитие сферы социаль- ного партнерства по выявлению одаренных детей и работе с ними; г) разработка региональных концепций (программ) межведомственного взаимодействия по сопровождению одаренных детей и молодежи, дополне- ние в действующие нормативные документы СРО (Положения об аттестации образовательного учреждения, педагогических и руководящих кадров и др.). 3. В части развития внутри- и межведомственного взаимодействия при работе с одаренными детьми и молодежью: а) создание региональных координационных советов по работе с одарен- ными детьми в рамках регионального образовательного пространства, задачей которых должно стать изучение и формирование государственного и социаль- ного заказа на работу с одаренными детьми, разработку нормативно-правовой базы обеспечения этого процесса, выстраивание системной работы с муници- пальными районами по поддержке одаренности, открытие региональных цен- тров для одаренных детей (соорганизация ресурсных возможностей региональ- ной системы образования по работе с одаренными детьми) и др.; б) организация взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений для создания комплекса условий и средств, направленных на совершенствова- ние системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, в том числе разработка механизмов взаимодействия общего, дополнительного и профес- сионального образования в процессе реализации общеобразовательных про- грамм старшей школы, ориентированных на одаренных детей; профессио- нальная ориентация одаренных старшеклассников на направления и про- фили профессиональной подготовки, реализуемые в вузе, системе среднего и начального профессионального образования; развитие материально-тех- нической базы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников на базе вуза (совместно со студентами и аспирантами); подготовка олимпиадных команд, включая психологиче- скую подготовку (по определенным предметам); организация и проведение научно-практических конференций и других форм работы с одаренными стар- шеклассниками; в) разработка, ведение и координация Единого календаря мероприятий по работе с одаренными детьми в регионе с учетом межведомственного вза- имодействия учреждений образования, культуры, спорта. 4. В части развития финансово-экономического обеспечения работы с одаренными детьми и молодежью: а) обеспечение конкурсного финансирования (в форме субсидий и гран- тов) инициатив по работе с одаренными (талантливыми) детьми и молоде- жью, грантов и стипендий для одаренных (талантливых) школьников, сту- дентов и молодых профессионалов с целью поддержки их дальнейшего про- фессионального развития; б) привлечение средств предпринимателей региона, общественных фон- дов в качестве спонсорской поддержки работы с молодежью; в) создание стажировочных площадок на базе ведущих образовательных учреждений по проблемам выявления и сопровождения одаренных детей; обеспечение финансирования региональных площадок и учреждений, рабо- тающих по данной проблеме; г) организация финансовой поддержки системы дополнительного образо- вания детей в области точных, естественных и гуманитарных наук, ориенти- рованной на повышение уровня оплаты труда педагогов и внедрение инно- вационных образовательных технологий; д) выделение бюджетных средств на персональные пенсии выдающимся профессионалам в различных областях деятельности. 5. В части кадрового обеспечения работы с одаренными детьми и молодежью: а) выстраивание системы подготовки и повышения квалификации спе- циалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью, в том числе раз- работка спецкурсов по проблемам сопровождения одаренных детей в про- граммах обучения студентов в педагогических и классических университетах; б) разработка механизмов обучения и повышения квалификации спе- циалистов, профессионально занимающихся работой с одаренными детьми и молодежью; в) разработка системы подготовки тьюторов для одаренных детей, а также вариантов мотивации деятельности тьюторов. 6. В части мотивационной поддержки сопровождения одаренных детей: а) создание Единого общенационального свода именных стипендий, гран- тов одаренным детям и молодежи; б) разработка системы стимулирующих надбавок и доплат педагогиче- ским работникам, эффективно и результативно организующих работу с ода- ренными детьми и молодежью; в) разработка методики финансирования деятельности педагогов, рабо- тающих с одаренными детьми по индивидуальным учебным планам или тра- екториям в условиях общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности. 7. В части развития техносферы научно-исследовательской, научно- технической, проектной, поисковой деятельности школьников: а) создание учебных классов, оснащенных средствами ИКТ, включая спе- циальное научно-технологическое оборудование для организации научноисследовательской деятельности старшеклассников и студентов на базе вузов и ведущих образовательных учреждений; б) создание профильных естественно-математических и инженерных моду- лей, предназначенных для практического освоения, разработки и внедрения учебных и прикладных систем и технологий, ведения проектно-конструктор- ской и технологической деятельности по определенным направлениям науки и техники; в) организация конкурсов научно-исследовательских работ школьников и студентов по разным направлениям творчества, в том числе в области мате- матических, естественнонаучных и инженерных дисциплин; г) создание условий для практического ознакомления детей и молодежи с современными достижениями науки, высокими технологиями, устрой- ствами и системами и их ролью в жизни человека; д) создание условий для разработки и реализации проектов в разных сфе- рах экономики, создание бизнес-инкубаторов школьных и студенческих про- ектов. 8. В части научно-методического и информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей: а) создание на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципаль- ном) научно-методических центров по работе с одаренными детьми и моло- дежью; б) создание федеральной системы мониторинга достижений одаренных детей, результативности работы педагогов, учреждений, органов исполни- тельной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; в) создание консультативных служб для родителей одаренных детей и молодежи; г) ежегодное издание сборников учебно-методических материалов по основным направлениям работы с одаренными детьми и молодежью, в том числе разработка и апробация современных методик развития разных видов одаренности (в области математики, физиологии, анатомии человека, соци- альной одаренности и др.); д) изучение и пропаганда уникального опыта субъектов РФ по организа- ции работы с одаренными детьми и молодежью; е) создание единого всероссийского информационно-образовательного интернет-портала, ведение информационной базы данных по проблеме под- держки одаренных детей; ж) научно-методическое и экспертное сопровождение разработки и вне- дрения проектов по работе с одаренными детьми; з) создание экспериментальных площадок и базовых площадок по апро- бации новых технологий работы с одаренными детьми (в области экологии, биологии, математики, социального творчества и др.). Таким образом, основные концептуальные идеи и стратегические ориентиры современной государственной политики в сфере одарен- ного детства можно сформулировать в следующих тезисах.
1. В ближайшие годы в российском образовании должна быть выстро- ена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талант- ливых детей.
2. Творческую среду, способствующую выявлению и развитию особо одаренных обучающихся, необходимо создавать в каждом общеобразо- вательном учреждении.
3. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки.
4. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов для школьни- ков, а также систему поддержки талантливых детей, имеющих яркие, очевидные успехи и выдающиеся результаты.
5. Важное и существенное место работа с одаренными детьми должна занять в практике дополнительного образования.
6. Необходимо отработать механизмы учета индивидуальных дости- жений обучающихся при приеме в вузы.
7. Следует изучать, обобщать и распространять имеющийся в прак- тике отечественного образования опыт эффективного обучения и вос- питания одаренных детей (например, деятельность физико-матема- тических школ и интернатов при ряде российских университетов, специализированных балетных школ и т.д.).
8. Для обучающихся, проявивших свои таланты в различных сфе- рах деятельности, требуется организовывать слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживаю- щие и развивающие сформировавшуюся одаренность.
9. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целе- сообразной, поэтому норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения.
10. Педагоги, благодаря которым обучающиеся добились высоких результатов, должны получать значительные стимулирующие выплаты. Государственные инициативы, направленные на создание условий и поддержку педагогической деятельности по выявлению и развитию талантливой молодежи, актуализировали проблемы детской одаренно- сти в психолого-педагогической науке и практике.