Урок 4 Зеркальное вертикальное и горизонтальное отображение рисунка


Цель урока; обучение зеркальному отображению рисунка и его фрагментов.
План урока

1.   Объяснение методов зеркального отображения рисунка и его фрагментов.
2. Понятие цветового контраста и нюанса, демонстрация цветового контра­ста и нюанса.
3.        Самостоятельная работа учащихся.
4.        Коллективный анализ работ.
Комментарии
Этот урок носит чисто технологический характер. Искусствоведческим эле­ментом может служить подбор цветовых сочетаний и композиционное рас­положение зеркально отображенных элементов.
Умение зеркально отображать фрагменты рисунка — одно из основопола­гающих, которое используется практически во всех последующих темах уроков. Если оно не будет хорошо усвоено, то работа по теме "Орнамент" окажется малопродуктивной. Сложность иллюстрации зеркального ото­бражения состоит в том, что учащиеся не всегда понимают, что наличие диагональных элементов во фрагменте рисунка, который будем зеркально отображать, наиболее эффективно иллюстрирует эту симметрию. Бессмыс­ленно отображать зеркально симметричные фрагменты рисунка (круг, квадрат и т. п.) (рис. 4.1).
Зеркальное отображение рабочего поля экрана осуществляется посредством команды Flip Ног. (Горизонтальное отображение) и команды Flip Ver. (Вертикальное отображение), находящихся в меню Edit. Однако зеркально отображать все рабочее поле экрана приходится крайне редко, как правило, зеркально отображается рисунок, еще чаще — его фрагмент.

Для зеркального отображения рисунка сначала создадим его, используя все инструменты, с работой которых уже знакомы: кисть, ластик, заливку, гра­фические примитивы. Затем выделим рисунок с помощью рамки, как описы­валось ранее, зафиксируем ее правой клавишей мыши и в меню Edit выбе­рем Flip Ног (Зеркальное горизонтальное отображение). От бегущей рамки (процедуры выделения) отказываемся, нажав левую клавишу мыши.
Изображение горизонтально зеркально отражено.
Теперь попробуем сохранить на экране одновременно два изображения: ис­ходное и зеркально отраженное (симметричное). Для этого создаем новый рисунок, желательно с диагональными элементами, «одеваем» его в рамку, вводим в выделенную бегущей рамкой область стрелку и нажимаем левую клавишу мыши. Бегущая рамка исчезает, и мы можем перемещать рисунок по экрану. Зафиксируем рисунок дважды, нажимая последовательно правую клавишу мыши. Затем выделим ("оденем" в рамку) одну из копий и созда­дим ее горизонтальное и вертикальное зеркальные отражения указанным способом (рис. 4.2)
Мы уже проделывали эту операцию, когда рисовали витраж «Бабочка» (урок 2), но тогда осуществлять ее рекомендовалось учителю.
Для самостоятельной работы предлагается выполнить упражнения по зер­кальному отображению рисунка и его фрагментов.
Задание 1. Зеркальное отображение композиции, выполненной при помощи графических примитивов по цветовому контрасту
Контраст — резко выраженная противоположность. Различают светлотный (рис. 4.3) и цветовой контраст (рис. 4.4)
На черном фоне серый цвет кажется более светлым, а на белом — более темным. Это явление и называется светлотным контрастом.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Так, красный цвет будет выгля­деть еще краснее на зеленом фоне, а желтый — еще желтее рядом с фиоле­товым цветом.
Нюанс — оттенок, едва заметный переход в цвете.
Пример цветового контраста приведен на рис. 4.5, цветовых нюансов — на рис. 4.6 и рис. 4.7.

Задание 2. Зеркальное отображение композиции, выполненной в тонах, близких к нюансу
Поскольку редактор не располагает такой цветовой гаммой, как Photoshop или CorelDRAW, то говорить о цветовом нюансе довольно трудно. Однако можно выполнить композицию в близких по цвету тонах (рис. 4.8).
Задание 3. Создание произвольной композиции изученными инструментами и ее зеркальное отображение
Это задание учащиеся выполняют самостоятельно.
Примеры произвольных композиций, созданных учащимися с использованием зеркального отражения, приведены на рис. 4.9 — рис. 4.14.
Типичные трудности
и методы их преодоления
Дети не сразу видят цветовые оттенки нюанса. Может потребоваться при­вести значительное число примеров. Интересным видится такой прием: за­дать ребенку цвет и попросить его подобрать к заданному цвету нюансы. Можно дать такое задание группе детей и коллективно сравнить результаты.
Для преодоления указанной трудности успешно используются домашние задания на тему нюанс, выполняемые акварельными красками, гуашью (т.е. такими, которые хорошо размываются водой). Дети позитивно принимают такие задания. Вообще традиционное рисование в сочетании с компьютерной графикой дает очень хорошие результаты для всестороннего развития личности ребенка, его художественной одаренности. Автор рекомендует выполнение дома красками тем, пройденных на уроках, с последующим срав­нением результатов классной (на компьютере) и домашней работ. К такому анализу по желанию учителя можно добавить анализ состояния ребенка при рисовании домашнего задания, проводящийся в игровой форме. Для этого достаточно использовать информацию, описанную в разделе "Элементы цветопсихологии". Рекомендуется проводить подобный анализ в очень мяг­кой, едва ли не шутливой форме, т. к. дети пугаются, когда им точно опи­сываешь состояние, в котором они рисовали. Они воспринимают это как элемент мистики или колдовства. Если детям объяснить, что психика — ме­ханизм, который можно анализировать и описывать, и что есть общность психических реакций у всех людей, независимо от расовой, возрастной и национальной принадлежности, то это будет стимулировать их интерес к самопознанию, отслеживанию и идентификации своих состояний. Навык отмечать свое состояние очень полезен для детской, тем более — для взрос­лой жизни. Опыт показывает, что часть урока, посвященная анализу со­стояний при рисовании домашних заданий, становится одной из самых привлекательных и дети с радостью ее ожидают. Возможно, это вызвано дефицитом интереса в обществе к субъективным проявлениям ребенка, уважительному отношению к его состоянию. Мы большей частью в декла­ративной форме объясняем, что и как ему надлежит делать, как себя вести в  той или иной ситуации, т. е. как выполнять те или иные стандарты. Но очень редко спрашиваем: "А как ты можешь это выполнить? Как тебе удоб­нее это сделать?" Невнимание к внутреннему миру ребенка во многом опре­деляется невниманием взрослых к собственной субъективной реальности, которое так велико, что на семинарах, проводимых автором для учителей-предметников, подобный вопрос приводит многих в оцепенение, ибо они постоянно акцентировали свое внимание только на том, что должно, нима­ло не задумываясь над тем, как он может это должное достичь, как ему лег­че, удобнее это сделать. И нужно ли вообще его субъективной внутренней реальности это достижение. Именно на невнимании к внутреннему, субъек­тивному, основано манипулирование человеком, начиная от рекламы и за­канчивая более серьезными сферами жизни.