Урок 1 Витраж


Цель урока: обучение работе в редакторе инструментами кисть, заливка, ластик.
План урока
1. Искусствоведческие понятия витража.
2. Демонстрация витражных изображений (рис. 1.1 — рис. 1.9).
3. Создание учителем витражной композиции на экране дисплея с поясне­нием правил пользования перечисленными инструментами редактора.
4.        Демонстрация работ учащихся, работавших над этой темой (рис. 1.25 — рис. 1.30).
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Коллективный анализ детских работ с определением характера изобра­женных рыб и оригинальности исполнения.
Комментарии
Витраж (франц. vitrage, от лат. vitram — стекло) — орнаментальная или сю­жетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного цвета и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Человечество поль­зовалось витражами для украшения интерьера с древних времен. Найденные в Египте при раскопках фрагменты витражей датируются II тысячелетием до н.э., в Риме — I веком н.э. В Византии цветные витражи появились в V веке, и техника их изготовления распространилась впоследствии по всей Европе. Витражи выполнялись из интенсивно окрашенных малопрозрачных стекол, поэтому световой поток, проходивший сквозь них, был приглушенным. Рисунки углем наносили на доску или пергамент, а затем вручную пе­реводили на стекло. После этого вырезанные куски стекла подгонялись по рисунку и скреплялись друг с другом с помощью свинцовых прутков. Стыки прутков спаивали и устанавливали в массивную свинцовую раму, которую помещали в оконный проем.
В X веке научились расписывать витражи керамическими красками. Распи­санные куски стекла обжигали, закрепляя таким образом рисунок. Основ­ные принципы создания витража и технологии не претерпели изменений с древних времен, меняется только состав стекол, обогащая цветовую палит­ру, усложняются и разнообразятся сюжетные линии.
Витражное искусство было распространено у арабов Среднего Востока и Средней Азии. Цветные стекла вставляли в ажурные оконные переплеты из камня или дерева. В народной архитектуре Азербайджана был известен так называемый восточный витраж — остекление панджары (ганчевой или де­ревянной решетки) небольшими окрашенными стеклами. Ганч — средне­азиатское название материала, содержащего гипс и глину. Влажный ганч легко режется, что дает возможность мельчайшей проработки рельефа. Рез­ной ганч имеет приятную белую матовую поверхность. Витражи с преиму­щественно орнаментальной тематикой украшали открытые балконы и окна.
В XIII веке появляется гризайльная техника, при которой вся поверхность бесцветного стекла расписывалась сплошным живописным узором. Сюжеты были самые разнообразные: фигуры людей, птиц, зверей, растительный ор­намент и пр.
Классический витраж появился в Европе в средние века: стекло в оконных проемах применялось еще во времена Римской республики. Сначала для изготовления витражей использовали толстое литое стекло с оплавленными краями, которое вставляли в бронзовую раму. Предназначались такие вит­ражи для жилых домов, дворцов, общественных помещений. Позже научи­лись производить относительно тонкое стекло, что способствовало появле­нию и расцвету средневекового готического витража, который приобрел изначально храмовое, соборное звучание, создавая атмосферу торжествен­ности и ритуальности.
Развитие витража всегда было связано с историей живописи. К нему обра­щались такие мастера, совершившие открытия в искусстве живописи на стекле, как Матисс, Шагал, витраж которого украшает холл здания Органи­зации Объединенных Наций в Нью-Йорке, Пикассо.
На протяжении многих веков искусство витража переживало периоды рас­цвета и спада. Так, в средние века витраж становится доминирующим деко­ративным элементом. В эпоху Возрождения это элемент не только мону­ментальной церковной архитектуры, но и светского интерьера. Тогда же витраж начинают использовать и в жилых помещениях. Это были витражи небольших размеров, с достаточно проработанным графическим рисунком.

Поэтому сам витраж частично теряет свое значение как монументальное искусство и приобретает бытовой характер. Эта тенденция приводит к упад­ку витражного искусства в XVII - XVIII вв. В начале XX века оно снова возрождается, что связано с бурно развивающимся в Европе стилем "мо­дерн".
Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцо­вой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением. Современные технологии позволяют выявить богатые художественные воз­можности стекла, его способность быть не только прозрачным, но и сияю­щим, шероховатым, искрящимся. Витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы.
В современном интерьере витраж перестает быть только оконным или двер­ным проемом, он нередко "отходит" от стены и становится отдельной пла­стической формой в пространстве —
это витраж-рельеф, витраж-стена, вит­раж-стол и даже витраж-решетка.
Витраж может быть использован как предмет декоративно-прикладного ис­кусства в интерьере: светильники, ширмы, фрагменты мебели.

Методика преподавания направлена на то, чтобы каждый ребенок на каж­дом уроке добивался успеха. Для этого следует очень тщательно подбирать объем новой информации и тщательно учитывать возможности ребенка.
Знакомство с редактором начинается с инструмента кисть, а не карандаш, потому что нарисовать замкнутый контур карандашом на первых занятиях для учащихся почти невозможно: они не видят "дыр" даже в несколько пик­селей. Очевидно, что "дыры" в один пиксель достаточно для того, чтобы краска разлилась по всему экрану, что огорчает детей. Если им дать кисть, то есть шанс, что замкнутый контур будет создан и залит краской.
Конечно, заливать можно замкнутый контур любой формы, однако хотелось бы, чтобы работа носила не только механический характер, но и привноси­ла бы какие-то искусствоведческие представления. Витраж наиболее прост в исполнении, идеально подходит для первого занятия, ибо не требует особых навыков рисования при помощи манипулятора "мышь". Установлено, что руки напрямую связаны с сознанием, об этом часто говорят пианисты и детские психологи. Овладение новым инструментом для рисования — мы­шью уже само по себе служит развитию сознания ребенка, ибо требует со­всем других двигательных навыков, чем при рисовании карандашом или кистью на бумаге. Если учесть естественную подсветку экрана дисплея, то витраж, даже самый простой, выглядит эффектно, ярко и радостно. При разработке тем витражных композиций есть возможность дать первые пред­ставления о холодных и теплых тонах (см. раздел "Элементы цветопсихологии" Введения).
В качестве первого задания по теме "Витраж" выбрана рыба. На уроке учи­тель объясняет, какие тона считаются холодными, какие — теплыми. Поскольку при настройке на урок задействуются кинестетические (сенсорные) ощущения, то автору кажется, что ощущение рыбы в воде вызывает прохла­ду, а контуры рыбы легко рисуются даже теми, кто никогда не рисовал мы­шью. Следует оговорить, что рыба может быть похожей на существующие породы рыб, может быть сказочной, стилизованной — какой угодно, но главное — она должна плыть (быть пластичной) и иметь характер. Т. е. по изображению мы должны с легкостью определить, какой характер у нарисо­ванной рыбы: добрая она или злая, стали бы мы с ней дружить или не стали бы, умная она или не очень, молодая или старая, веселая или грустная и т. д. Рыба не должна быть "никакой", она должна выразительно отвечать на вопрос: "Какая рыба по характеру?" Рыбу предлагается рисовать в холодных тонах, поэтому, когда учитель осуществляет заливку изображенной им на компьютере рыбы, он разъясняет, почему берет именно эти тона.
Для работы инструментом кисть необходимо выбрать удобную форму кисти. Выбор формы кисти происходит в меню редактора: Tools | Brush Shape (Ин­струменты | Форма кисти) (рис. 1.10).

Подписывать ли работу, сохранять ли ее на диске, учитель решает самостоя­тельно. Выбор кириллицы осуществляется в меню Text (Текст) строкой Set Attributes (Установка атрибутов текста) (рис. 1.17).
По умолчанию установлен шрифт Label.fac, поэтому в диалоговом окне вы­бираем строку Change Font (Изменить шрифт) (рис. 1.18). В появившемся меню два кириллических шрифта (рис. 1.19). По мнению автора, Rus_Bold удачнее, чем Rus_Stan, но это вопрос вкуса. После выбора шрифта происходит возврат в предыдущее окно, где можно установить его размер. Подписи детских рисунков, приведенных к уроку , сделаны шрифтом Size 2 (Размер 2). Рекомендуется с первого урока ввести унификацию подписи для всех учащихся, что в дальнейшем значительно облегчает работу учителя. На вопрос диалогового окна Enter Text (Записать текст) удобнее ответить N0. Тогда при выходе в рабочее поле редактора достаточно нажать левую кла­вишу мыши в том месте экрана, где собираемся расположить текст, и полу­чить приглашение в виде мигающей черты. Не забудьте установить русский язык на своем компьютере! (Клавиши для переключения Ru/En устанавли­ваются пользователем по собственному усмотрению.)
Самостоятельно подписывать работы на первых уроках — значительная перегрузка для учащихся. Поэтому подписать работы и записать их на диск предлагается учителю.
Запись рисунка на диск осуществляется командой Save Picture (Сохранить картинку) меню File (рис. 1.20). В появившемся диалоговом окне следует ответить No (рис. 1.21), после чего появится окно, в котором представлены все запоминающие устройства компьютера (рис. 1.22). Сделав выбор в меню Drive (Запоминающие устройства) и меню Directory (Директории), устано­вим стрелку в меню Filename (Имя файла) на строку New (Новый) и на­жмем левую клавишу мыши (рис. 1.23). Появится приглашение в виде ми­гающей черты (рис. 1.24). Имя файла следует писать латинскими буквами. Затем на вопрос Save Picture file (Сохранить рисунок в файле) ответим Yes.
Типичные трудности
и методы их преодоления
Первые уроки — очень энергоемкие для преподавателя. Предстоит ин­туитивно определить уровень развития группы и методы работы с. ней. Часто дети одного и того же возраста настолько отличаются по интеллек­ту, навыкам, умениям, что. их невозможно сравнивать. Тем не менее об­щий уровень группы вырисовывается уже на первых занятиях, а впослед­ствии можно определить, как долго дети способны слушать искусствоведческую часть урока, сколько материала им можно дать, что­бы интерес не был утрачен, в какой форме и какими категориями его излагать. Никаких жестких правил здесь не существует. Опытному педа­гогу, конечно, будет легче, педагогу, чей опыт скромен, остается поже­лать смелости и терпения. Пробуйте, варьируйте и снова пробуйте вы­страивать живую ткань урока.
Обычно приходится не только каждому ученику заново показывать, какие кнопки мыши следует нажимать, но и подправлять форму рыб, которые скорее ползут, чем плывут. Однако в детских работах, как правило, читается характер рыбы, чему можно порадоваться и за что всегда можно похвалить. При этом необходимо каждому ученику показывать, как это просто и легко — рисовать на компьютере и как у него это славно получается. Напря­жение и неуверенность у учащихся, как показывает опыт, проходят при ра­боте над темой "Растительный орнамент" (Урок 6). К этому времени они уже вполне овладевают инструментарием редактора. Более того — тема "Растительный орнамент" удачна тем, что очень хорошо ложится на архети­пы коллективного бессознательного, поскольку растительные элементы в русском народном творчестве используются повсеместно. Яркие краски, к которым тянутся дети в этом возрасте, только увеличивают привлекатель­ность их работ, которые выглядят радостно, сочно, живо. После этой темы начинается вдумчивая и раскрепощенная работа детей, когда их фантазия не знает границ.
Учителю до темы "Растительный орнамент" рекомендуется набраться терпе­ния и уверенности в себе и в детях (см. раздел "Формирование положитель­ной "Я-концепции" Введения). Дальнейшие детские работы радуют и удив­ляют, нужно только мягко помочь им и себе пройти начальный этап обучения.
Поскольку теме "Витраж" посвящены 2 занятия, из изложенного теоретиче­ского материала следует выбрать, что вы расскажете на первом занятии, и что будете рассказывать на втором. Если учителю удастся принести на урок кусочки витражных стекол, которые ребенок сможет подержать в руках, по­смотреть на игру света в стекле, то это придаст большую наглядность теме и как бы приблизит ее к ребенку. Разнообразие наглядного материала очень полезно, избыточность его вредна, т. к. рассеивает внимание и не позволя­ет рассмотреть детали, вдуматься, проощущать.