Урок 2 Витраж


Цель урока: закрепление навыков работы в редакторе инструментами кисть, ластик, заливка. Демонстрация работы инструмента рамка и правил тиражи­рования фрагмента рисунка (использование режима Move), зеркального го­ризонтального отражения фрагмента рисунка.
План урока

1.      Демонстрация витражных изображений с преобладанием теплых тонов (рис. 2.1 — рис. 2.6).
2. Создание учителем витражной композиции "Бабочка" на экране дисплея с пояснением правил пользования инструментами.
3. Демонстрация    работ    учащихся,    работавших    над    данной    темой (рис. 2.14 —рис. 2.19).
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Коллективный анализ детских работ, осуществляемый по следующим критериям:
       оригинальность идеи, оригинальность исполнения рисунка;
       цветовая гамма;
       использование инструментария редактора.
Комментарии
В задачи урока входит закрепление кинестетических (сенсорных) навыков рисования мышью и создание представления о теплых тонах. Холодные и теплые тона дети начинают различать не сразу, определение их — начало работы по цветоразличению, которая проводится на протяжении всего кур­са. Дети быстро усваивают, что синий цвет — холодный, а красный — теп­лый. Но оттенки, например, розового цвета, они воспринимают с трудом, не понимая, почему один из розовых цветов, представленных в правой па­литре (палитре узоров), теплый цвет, а другой — холодный. Рекомендуется войти в меню Tools (Инструменты) и рассмотреть создание цвета как узора в строке Edit Pattern (Редактирование узора или создание цвета). Можно отметить, что один из оттенков розового цвета создается смешением в шах­матном порядке белого и красного (теплого) цвета, поэтому этот оттенок розового цвета — теплый. Другой оттенок создается смешением цвета ши­повника (холодного) и белого, поэтому данный оттенок относится к холод­ным тонам. Тот же прием можно использовать для различения оттенков зе­леного цвета и т. д. Для различения теплых тонов предложите детям представить пламя костра, его оттенки — теплые тона.
В качестве темы урока выбрана витражная бабочка — по мнению автора, это создаст у детей внутреннее ощущение тепла: летний солнечный день, сад, летящая бабочка. Можно предложить нарисовать бабочку без использо­вания инструмента рамка, т. е. нарисовать тело бабочки и попытаться изо­бразить оба крыла. При таком подходе мы будем пользоваться инструмен­тами кисть и ластик. Однако симметричное изображение крыльев и для взрослого человека — работа достаточно сложная. Рамка — это инструмент, позволяющий выделить фрагмент рисунка на экране. Над выделенным фрагментом можно производить очень важные манипуляции: перемещать по экрану, размножать (тиражировать), поворачивать, отражать симметрич­но, изменять размеры. Выделение фрагмента, размножение, преобразование симметрии, перемещение по экрану вот те операции, которые будут освое­ны на этом уроке. Следует особо отметить, что копирование как таковое в редакторе возможно в двух режимах — Move (Перемещение) и Сору (Копи­рование), которые расположены в меню Modes (Установки). Удобнее поль­зоваться перемещением, т. к. создать копию выделенного рамкой фрагмента мы всегда можем нажатием правой клавиши мыши, если есть необходи­мость сохранить первоначальное изображение на том же месте. Режим Сору сохраняет первоначальное изображение автоматически, что не всегда удоб­но. Поэтому выбран термин "тиражирование", который не вполне соответ­ствует общепринятой терминологии, но более точно отображает процесс.
Пусть учащиеся нарисуют правую или левую часть бабочки, кому как удоб­нее, а симметричное отображение произведет учитель. Для него это не­сложный процесс, но достигаемый эффект воспринимается детьми как волшебство. Таким образом производится демонстрация расширенных воз­можностей компьютера по отношению к рисованию на бумаге. Если на обычных уроках рисования дети находятся в неравных условиях (качество бумаги, красок, кистей и т. д.) и напряженное (часто угнетенное) состояние ребенка, который имеет инструментарий более низкого качества, чем одно­классник, сказывается на его работе, то на уроках компьютерной графики все находятся в равных условиях. Возможно, на первых уроках преимущест­во равных возможностей для каждого учащегося не столь очевидно, однако в дальнейшем оно будет сказываться и проявляться все заметнее.
Бабочка по исполнению — более сложная работа, чем рыба, она требует некоторого навыка рисования манипулятором мышь. Главная эмоциональ­ная задача — создание летящей бабочки. Какие ассоциации вызывает ба­бочка, на что она похожа? Как правило, дети говорят, что она похожа на цветок, на пламя, т. е. бабочка — это что-то легкое, тонкое и прекрасное. Будем стараться, чтобы она не походила на тяжелого ползущего жука. Можно предложить учащимся почувствовать (проощущать) себя летящей бабочкой. В этом отношении интересен опыт учителей восточных единоборств, которые для передачи кинестетических (сенсорных) ощущений предлагают своим ученикам почувствовать себя веткой, прогибающейся под покровом снега, журавлем, стоящим на одной ноге, и т. д. Таким способом они задействуют не только образное мышление, но и кинестетические (сен­сорные) ощущения тела для полноты и глубины создания образа.
В начале учебного года еще хорошо помнится лето, с его теплом, ясным небом, легкостью, свободой. Для создания внутреннего состояния, которое будет стимулировать более полное ощущение образа у ребенка, учителю ре­комендуется использовать те категории, которые ему близки. Очень важно личное творчество учителя, с его внутренней раскрепощенностью и вариа­бельностью. Чем точнее, проще и глубже учитель передает свое состояние радости, тем яснее это считывается ребенком, настраивая его на собствен­ную субъективную реальность. Важны не столько слова, сколько состояние учителя.
Бабочку предлагается рисовать в теплых тонах.
Опишем процесс создания витражной композиции "бабочка". Как уже от­мечалось, для симметричного воспроизведения правой и левой половины бабочки воспользуемся возможностью тиражирования и поворота фрагмен­та рисунка, которую нам предоставляет инструментарий редактора.
Выбираем форму кисти так, как описано в уроке 1. Рисуем половину бабоч­ки, как правило, правую ее часть (левши рисуют левую). Для этого в центре экрана изображаем правую половину тела бабочки и от нее пририсовываем сначала верхнее, потом нижнее крыло (рис. 2.7). Затем разделим крылья на небольшие "стеклышки", стараясь не нарушать стилистики, т. е. плавности формы, опираясь на внутренние ощущения и собственную фантазию (рис. 2.8). Закрасим созданные пространства теплыми цветами (рис. 2.9).
Затем в панели инструментов выберем инструмент рамка и, зафиксировав рамку левой клавиши мыши в левом верхнем углу изображенной части ба­бочки, "оденем" рисунок в рамку (рис.2.10). Фиксация рамки производится нажатием правой клавиши мыши. Рамка начала движение вокруг изображе­ния, и теперь мы можем переносить по экрану изображенную часть и тира­жировать ее. Для этого введем в бегущий контур стрелку и нажмем левую клавишу мыши. Бегущий контур исчезает, вместо него появляется изобра­жение прямоугольника той формы, которую ранее имела бегущая рамка.
Теперь нажмем правую клавишу мыши (фиксация правой половины бабоч­ки на прежнем месте) и, сдвигая рамку влево, зафиксируем на экране еще раз указанный фрагмент рисунка нажатием правой клавиши мыши (рис.2.11). Отказ от дальнейшего тиражирования производится нажатием левой клавиши мыши, отказ от бегущей рамки — повторным нажатием ле­вой клавиши мыши вне контура бегущей рамки. Развернем левую половину бабочки горизонтально относительно ее правой половины. Для этого "оденем" левую половину бабочки в рамку, войдем в меню Edit и выберем стро­ку Flip Ног. (Горизонтальное отображение) (рис. 2.12).


Поскольку у нас образовался промежуток между правой и левой половинами бабочки, подвинем левую половину впритык к правой, "одев" ее в рамку. Теперь пририсуем бабочке голову и усы, закрасим тело бабочки. Витражное изображение бабочки выполнено (рис.2. 13 ).

Типичные трудности
и методы их преодоления
В 'настройке" на тему мы пытались создать ощущение полета. Не следует «огорчаться, что половина бабочек будет похожа на ползущих жуков, а часть ш них вообще никогда не взлетела бы. Ощущение полета — ощущение свободы формируется не вдруг, ему предшествует желание взлететь, которое создается чувством безопасности, принятием ребенка жизнью, окружающими — детьми и взрослыми. Мудрость заключается в безупречном доверии к жизни и природе вещей, мы же в основном учим детей противоположному.   Ваши ученики  обязательно взлетят,  если вы будете сами в это верить и поможете поверить им. Главное условие раскрытия творческого потенциала детей —поддержка. Иначе учащиеся будут хорошо знать, как нажимать кнопки и как пользоваться инструментами, но в зажатом состоянии неуверенности не смогут творить. Чтобы ориентация ребенка на мир внутренних реальностей на уроках стала преобладающей, необходимы время и последовательное движение в этом направлении от урока к уроку.
Помните, что на этом уроке работа с рамкой носит демонстрационный характер. Учащиеся переходят к самостоятельному использованию этого инструмента на четвертом уроке. Всякий форсаж здесь неуместен (как и пресечение попытки ребенка использовать рамку самостоятельно).
На прилагаемом компакт-диске в каталоге Урок 2 находятся материалы урока, иллюстративный материал, детские работы.