ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКУ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ»

Лабораторная работа

«Классификация методов обучения по источнику получения знаний»

Цель: познакомиться  с классификацией методов по источнику получения знаний, назначение и положением в структуре занятия.
Задания:
1)      Познакомьтесь с теоретическими основами лабораторной работы.
2)      Выделите группы методов по источнику знаний.
3)      Раскрой те сущность словесных методов.
4)      Раскройте сущность наглядных методов.
5)      Раскройте сущность практических методов.
6)      Определите формы специфического метода «трудового обучения» - инструктаж. Укажите формы проведения инструктажа и их назначение.

Теоретические основы:

Проблема методов в методике трудового обучения до сих пор не получила однозначного разрешения. Принципиальное значение имеет даже то обстоятельство, что отдельные методисты формулируют ее не как «методы обучения на уроках труда (или технологии)», а как «методы трудового обучения». Разница в формулировках демонстрирует существенные различия в концептуальных взглядах на учебный предмет «технология». В последнем варианте подразумевается собственная система методов, характерных именно для данного учебного предмета и отличающая его от всех остальных. В этом случае вопрос в значительной степени решается по аналогии с системой профессионально-технического обучения, в которой, действительно, методы обучения имеют своеобразный вид.
Например, одним из специфических методов «трудового обучения» до сих пор считается так называемый инструктаж, который подразделяют на устный (словесный), демонстрационный и письменно-графический. Инструктаж обычно подразумевает указания об используемых материалах и инструментах, объяснение порядка работы, демонстрацию приемов ее выполнения, предупреждение возможных ошибок и проч. Совершенно очевидно, что, провозглашая такой
специфический метод в качестве главного на уроках практического труда, мы тем самым трактуем их как уроки, на которых преимущественно происходит обучение практическим действиям и операциям, а также преследуется практическая цель – изготовление изделия.
Однако в предыдущих разделах этой книги уже достаточно сказано о том, что современные уроки технологии – это не «фабрика поделок» и не производственно-технологическое обучение. Необходимость придания им общеобразовательного статуса требует, чтобы проблема методов обучения на уроках практического труда рассматривалась с учетом общих положений современной дидактики.
В дидактике принято классифицировать методы обучения по нескольким признакам:
по источникам, из которых учащиеся получают знания (словесные, наглядные, практические методы);
по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские методы);
по характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы сообщения учащимся новых знаний, методы закрепления полученных знаний, методы формирования умений и навыков, методы контроля и оценки знаний учащихся);
по преобладанию при их применении деятельности учителя или ученика (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся).
Наибольшей популярностью пользуются первые две из этих классификаций, поэтому рассмотрим их несколько подробнее.


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ
К словесным методам обучения младших школьников относят рассказ, объяснение и беседу.
Рассказ – это повествовательная форма изложения учебного материала учителем. Рассказ, как правило, используется для подачи нового материала и сопровождается демонстрацией наглядных пособий: например, при ознакомлении младших школьников с историей или особенностями произведений народного, декоративно-прикладного искусства.
Рассказ может применяться при сообщении учащимся о традициях класса и школы, правилах поведения на уроке, техники безопасности при работе с инструментами.
Объяснение – это последовательное разъяснение учащимся содержания задания, значения определенных понятий, устройства образцов, правил и приемов выполнения определенных трудовых операций и т. д.
Объяснение обычно сопровождается учебной демонстрацией наглядных пособий (таблиц, плакатов, чертежей, схем, технологических карт, образцов изделий, выполненных учителем или учениками, и т. д.) или этапов выполнения работы.
Одним из самых эффективных в младшем школьном возрасте методов словесного изложения учебного материала является беседа.
Беседа – это диалог учителя с учениками, в котором учитель непременно опирается на уже имеющиеся у учащихся знания и практический опыт. Беседа может использоваться при изложении нового материала, при закреплении и проверке, при обобщении изученного материала.
Готовясь к беседе, учитель подбирает вопросы, которые должны быть понятны учащимся и отражать суть изучаемого материала. Учителю необходимо продумать последовательность задаваемых детям вопросов и возможные варианты ответов на них.
Дополняя и обобщая ответы учащихся, учитель постепенно подводит детей к усвоению новых понятий или закреплению уже имеющихся у них знаний.
Наглядные методы обучения – демонстрация и иллюстрация – в младших классах используются особенно широко, так как у детей этого возраста преобладают наглядно-образные формы познания и недостаточен запас чувственных представлений, а потому они еще не готовы к восприятию обобщенных сведений, излагаемых учителем в словесной форме.
Невозможно организовать эффективный учебный процесс на уроках трудового обучения без демонстрации учителем способов организации рабочего места, работы инструментами, обработки материалов, используемых в процессе трудовой деятельности, последовательности выполнения трудовых операций.
Наглядные методы обычно тесно связаны со словесными, поскольку сам по себе показ, не сопровождаемый пояснениями, не обеспечивает понимания связей (между отдельными операциями, между действиями и их результатами), которые ученикам надо заметить.
Слово учителя, сопровождающее наглядную демонстрацию, направляет внимание учеников и создает ту самую «ориентировочную основу» (т. е. умственную, теоретическую часть познания), которая необходима для понимания любого действия.
Практические методы на уроках технологии являются наиболее важными, так как усвоить необходимые знания, умения и навыки можно только в процессе практического выполнения конкретных учебных заданий. К этой группе методов можно отнести все упражнения, опыты, эксперименты, а также работу с учебником и другими дидактическими материалами.
Отдельные, самостоятельные упражнения на уроках трудового обучения в начальных классах проводятся сравнительно редко, но в процессе выполнения практических работ младшие школьники всетаки «упражняются» много и постепенно осваивают приемы пользования простейшими ручными инструментами, способы обработки различных материалов.
То же самое следует сказать об опытах и экспериментах. На практике, непосредственно в процессе работы над изделиями, школьники знакомятся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, картона, ткани, древесины, пластических и других материалов. Разумеется, учитель может организовать и специальные опыты и наблюдения, однако с учетом ограниченного времени на изучение предмета «технология» это становится практически нереальным.
Например, для сравнения свойств бумаги и ткани (материалов, наиболее часто используемых на уроках трудового обучения) по отношению к влаге учитель предлагает детям провести следующий эксперимент: погрузить одинаковые по размеру кусочки ткани и бумаги в чашку с водой. В процессе эксперимента учащиеся устанавливают, что мокрая бумага легко рвется, а прочность ткани при увлажнении не снижается. В результате учащиеся делают вывод о том, что изделия из ткани можно стирать в воде, отжимать, сушить и это не скажется на их прочности, а с влажной бумагой нужно обращаться очень осторожно; это важно помнить при работе с клеем, так как он увлажняет бумагу и делает ее более мягкой и менее прочной. Подобные опыты вызывают у школьников неизменный интерес, они надолго остаются в памяти детей, однако чаще всего приходится ограничиваться простыми словесными пояснениями того, как правильно наносить клей на бумагу и приклеивать детали.
Что касается самостоятельной работы с учебником и другими дидактическими материалами, учитель должен уделять специальное внимание тому, чтобы приучить школьников грамотно пользоваться ими в своей работе. Речь идет о внимательном анализе содержащейся в них информации, ее правильном отборе и практическом использовании. Зачастую младшие школьники совершенно не умеют выполнять подобную работу, поскольку привыкают на уроках технологии только следовать прямым инструкциям и указаниям.
Рассмотрев классификацию методов обучения по источникам получения знаний, мы можем отметить, что все методы в ней тесно взаимосвязаны, а подчас и трудно разделимы. Так, слово как источник информации присутствует не только в рассказе, объяснении (в словесных методах), но и в учебнике (т. е. неотделимо от практических методов); наглядность должна сопровождать любые объяснения, а также обязательно содержится в учебнике и проч. Кроме того, любой из рассмотренных методов может по-разному направлять деятельность учеников. В одном случае рассказ учителя будет лишь способствовать некоторому пополнению запаса знаний (к тому же чаще всего справочного характера), а школьники окажутся в роли пассивных слушателей; в другом случае этот же словесный метод может демонстрировать им ход рассуждений и способствовать развитию мышления детей.

Контрольные вопросы:

1.      Почему мы можем утверждать, что все методы обучения по источникам получения знаний тесно взаимосвязаны, а подчас и трудно разделимы?
2.      По каким признакам в дидактике принято классифицировать методы обучения?


Критерии оценки:


Критерий
Баллы
1
Полная и достаточная работа в группе
2
2
Полное и достаточное воспроизведение выделение групп методов по источнику получения знаний
1
3
Полное и достаточное выделение форм и назначение словесных методов.
1
4
Полное и достаточное выделение форм и назначение наглядных методов.
1
5
Полное и достаточное выделение форм и назначение практических методов.
1
6
Полное и достаточное определение инструктажа, их назначения.
2
7
Полные и достаточные ответы на контрольные вопросы по теме.
2

Итого:
10

«5» - 10-9 баллов;
«4» - 8-7 балов;
«3» - 6-5 баллов;
Менее 5 баллов – «незачет».