Урок 3 Графические примитивы: резиновая линия, овал, прямоугольник


Цель урока: обучение работе в редакторе графическими примитивами.
План урока
1.  Освоение навыков создания геометрических фигур с различной толщи­ной ограничивающего контура.
2.         Выполнение заданий 1 — 4.
3.         Самостоятельная работа учащихся.
4.         Коллективный анализ детских работ.
Комментарии
Прежде чем мы начнем создавать орнаменты (уроки 5 и 6), необходимо научить детей техническим приемам свободного владения графическими примитивами. Совмещение на одном уроке тем "Орнамент" и "Графические примитивы" создает перегрузку, при которой ни одна из тем не будет пол­ностью усвоена. Данный урок создает предпосылку для свободного творче­ства на последующих уроках. В качестве искусствоведческой темы предлага­ется углублять работу с цветом.
Графические примитивы — часто используемые инструменты, которые по­зволяют создавать геометрические фигуры с различными толщиной и типом контура ограничивающих линий. Навыки создания геометрических фигур, поворота и копирования их применяются в течение всего курса. Разнообра­зие орнаментальных изображений, которые учащиеся создают на уроках 5 и 6, во многом зависит от того, насколько легко они работают с графическими примитивами и насколько видят формы, которые можно создать с их помо­щью. Поэтому рекомендуется тщательно продумывать композиции при де­монстрации возможностей инструментов, для того чтобы пробудить творче­скую фантазию детей.
Задание 1. Построение прямоугольников
В поле инструментов и линий выберите графический примитив прямоуголь­ник, подведя к нему курсор и нажав левую клавишу мыши. Задайте толщину линии, для чего курсором в поле стиля линий выберите желаемую толщину. Переведите курсор в рабочее поле и, нажав левую клавишу мыши, зафиксируйте вершину прямоугольника, затем растяните рамку движением мыши с прижатой левой клавишей до желаемого размера прямоугольника. Для фик­сации фигуры нажмите правую клавишу мыши. Изображение зафиксирова­но на экране, однако первая вершина все еще закреплена. Если вы хотите изобразить несколько прямоугольников с одной вершиной, следует снова растянуть рамку до желаемой величины и снова нажать правую клавишу мыши. И так до тех пор, пока вы не зафиксируете требуемое количество прямоугольников, обладающих общей левой верхней вершиной (рис. 3.1).  Для отказа от дальнейшей фиксации прямоугольников (освобождения от закрепления общей вершины) нажмите левую клавишу мыши.
Если вы случайно выполнили не то действие, его можно отменить с помо­щью команды Undo (Отмена последнего действия) меню Edit (Редактирова­ние). Результаты последней операции будут отменены. Если эту команду повторить еще раз, отмененное восстановится.

раскрасьте их различными цветами (рис. 3.2). В этом задании можно снова зовторить информацию о холодных и теплых тонах, предлагая закрасить одни прямоугольники холодными тонами, а другие — теплыми.
Задание 2. Построение овалов
Для построения овала выберем в поле инструментов графический примитив даал, в поле стиля линий желаемую толщину линии. Овал фиксируется от его центра, поэтому в рабочем поле выбираем точку, которая будет служить центром овала, и нажимаем левую клавишу мыши. Затем растягиваем овал Сдвижением мыши с прижатой левой клавишей), фиксируем его нажатием правой клавиши мыши. Однако центр овала остается закрепленным, поэтому, как и в случае с прямоугольником, мы можем нарисовать любое количество овалов с центром в данной точке (рис.3.3). Для отказа от фиксирования нажимаем левую клавишу мыши.
Зафиксируйте на экране несколько овалов различной формы и раскрасьте их (рис. 3.4).
Затем попробуйте создать какую-нибудь композицию из овалов (рис. 3.5). Композиция  1 выполнена по цветовому нюансу (нюанс — оттенок, едва заметный переход в красках), композиции 2 и 3 — по цветовому контрасту (цветовой контраст — резко выраженная противоположность цветов).
Задание 3. Построение ломаных линий
Резиновая линия — инструмент для построения линий, выбирается в поле инструментов. В поле стиля линий выбираем желаемую толщину линии, в поле палитры — ее цвет. Начало линии фиксируется нажатием левой клавиши мыши, конец линии фиксируется нажатием правой клавиши мыши. Отказ от фиксации осуществляется нажатием левой клавиши мыши.
Проведем несколько разноцветных линий, различного стиля и различной толщины (рис. 3.6). Затем построим несколько ломаных линий (рис. 3.7).
Задание 4. Построение композиции
из геометрических фигур с использованием
всех перечисленных графических примитивов
Теперь, когда мы умеем пользоваться всеми графическими примитивами, кожно немного пофантазировать, используя их. Графические примитивы работают только с палитрой цветов, но при желании иметь линии, окрашенные палитрой узоров, их можно перекрасить, воспользовавшись инструментом заливка (если они достаточно толстые) (рис. 3.8). Узорные линии вызывают дополнительный интерес детей.
Типичные трудности
и методы их преодоления
Техническая сторона урока (освоение навыков работы с графическими при­митивами) трудностей не вызывает. Гораздо более проблематична работа детей с цветом. Отследите, какие цвета доминируют в работах ваших детей, сочетаются ли эти цвета между собой, какие состояния идентифицируют эти цвета. Встречаются очень тяжелые по цвету композиции, перегружен­ные, создающие угнетающее состояние. Отметьте, кто из детей склонен к ним, попробуйте изменить в их работах цветовую гамму, обсуждая с ребен­ком, какие у него возникают при этом ощущения. Не делайте сразу выводов о склонности ребенка к депрессии: ему может быть дискомфортно на уроке или он пришел на урок в дискомфортном или угнетенном состоянии, сформированном ранее. Отмечая преобладающие краски и формы в работах детей (тяжелые — легкие, темные — светлые), отследите динамику. Мягко и ненавязчиво попробуйте предложить ему другие, делая композицию светлее к легче. Иногда дети очень радуются предлагаемым изменениям в их рабо­тах, их состояние становится менее скованным и угнетенным.
Другая проблема — цветовой инфантилизм, когда ребенок выбирает цвета, подходящие больше для младшей группы детского сада (розовые, бирюзовые, желтые и т. д.), чем для школьника его возраста, создавая смазанную и бесформенную композицию. Метод тот же — предлагайте свои варианты, фрагментарно меняя закраску рисунков, но не директивно, а в диалоге с учеником: "Что будет, если мы попробуем изменить этот цвет? Тебе нравится? Как ты думаешь, будет ли лучше, если".
Еще одна проблема — резкие, агрессивные краски. Поскольку выбор световой гаммы точно отражает душевное состояние, в этом случае можно говорить о повышенном уровне тревожности ребенка. Иногда агрессивность красок носит столь ярко выраженный характер, что у человека с гармоничным цветовосприятием она может вызвать отторжение вплоть до цветового шока. К этому тоже следует быть готовым. Метод работы прежний: пытайтесь предлагать свои варианты — мягко, легко, в диалоге. Многолетний опыт показывает, что гармоничное цветовосприятие и цветопредпочтение в течение года постепенно устанавливается даже у тех детей, которые имеют ярко выраженную тенденцию к цветовой дисгармонии.
Обучая детей до четырнадцати лет, необходимо иметь в виду, что они эмоционально поляризованы. Им нужно чувствовать — и это правильно — красоту и мудрость. От них не следует ожидать рассудительности, даже если они демонстрируют очевидную способность к ней. Отслеживание динамики развития ребенка (его цветовосприятия, композиции рисунка и т. д.) укрепляет субъективную сопряженность с ребенком, что гораздо важнее для получения результата, чем многие месяцы словесной накачки в попытках передать идею.