Урок 5 Геометрический орнамент


Цель урока: Закрепление навыков работы в редакторе графическими прими­тивами (резиновая линия, овал, прямоугольник). Закрепление навыков тира­жирования фрагментов рисунка.
План урока
1. Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы геометрического ор­намента. Простейшие приемы создания орнаментальных композиций.
2.       Демонстрация орнаментальных композиций (рис. 5.8 — рис. 5.13).
3. Создание учителем геометрических орнаментальных композиций с по­вторением правил пользования инструментами графические примитивы, рамка, а также правилами осуществления горизонтального и вертикаль­ного отображения элемента орнамента (Flip Ног. и Flip Ver.)
4.       Демонстрация работ учащихся (рис. 5.14 — рис. 5.19).
5.       Самостоятельная работа (создание 3—5 геометрических орнаментов по предложенным принципам построения орнаментов).
6.       Коллективный анализ детских работ по критериям, изложенным в уроке 2.
Комментарии
В качестве искусствоведческой темы для обучения работе перечисленными инструментами выбран геометрический орнамент, поскольку по своему ис­полнению он идеально подходит для демонстрации использования графиче­ских примитивов. Орнаментальные построения и орнаментальные компози­ции будут в тех или иных вариантах проходить через весь учебный курс, поэтому теме "Орнамент" уделяется особенное значение.
Слово орнамент происходит от латинского глагола ornare — украшать, огnаmentum в переводе — украшение. Однако, говоря об орнаменте, было бы 1 неверно сводить все только к простому украшательству. Орнамент — это I магия ритма, включающая в себя символы, передающие взаимоотношения I человека и окружающего его мира. Почти во всех культурах извилистая линия была символом воды, кружок — символом солнца, изображение креста в христианских странах служило оберегом и т. д. Ритмами пронизана вся I жизнь природы: смена дня и ночи, времен года, ритм волн на морском бе­регу, ритм движения гребней на песчаных плоскостях пустыни.
Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая национальная культура вырабатывали свою орнаменталистику, поэтому орнамент является надежным признаком принадлежности про­изведения к данному времени и данной стране. Особенного развития орнамент    достиг    там,    где    преобладали    условные    формы    зрительной I интерпретации  действительности:  на Древнем  Востоке,  в доколумбовой I Америке, в азиатской культуре древности и средних веков, в европейском I средневековье.
С геометрической точки зрения в основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости.
По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на следующие виды:
  геометрический, состоящий из точек, прямых, ломаных и зигзагообраз­ных линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей, и т.д.
О растительный, состоящий из стилизованных листьев, цветов, плодов, ве­ток и др.;
  зооморфный, изображающий стилизованные фигуры или части фигур
реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц
и рыб также относятся к этому виду орнамента;
  антропоморфный, который в качестве мотивов использует мужские и
женские стилизованные фигуры.
Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искус­ства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инструментов и т. д.), оружия. Орнамент широко применяется в книжной и прикладной графике, в плакате. Чугунное орнаментальное литье украшает решетки мостов, парков, лестниц во дворцах и домах старых горо­дов во всем мире. Каждой национальной культуре присуща своя орнамен­тальная стилистика, но "чугунное кружево" является неоспоримой драго­ценностью любого города. Санкт-Петербург гордится чугунными оградами парков, кружевными арками мостов, которые любимы как горожанами, так и многочисленными туристами. В орнаментальном убранстве нашего города можно проследить стили многих культур, начиная с самых древних, запе­чатленных в сиянии мечети, до стилевых особенностей модерна, популярного в начале XX века. Существует множество приемов, применяемых при создании орнаментов. Простейшие из них — переносы и зеркальные отображения.
Переносы — копирование элемента орнамента и сдвиг его по горизонтали puc. 5.1
Создавая различные промежутки между копиями, можно добиваться раз­личного ритма в пределах ряда — например, сдвигать элементы орнамента ларами (рис. 5.2). Можно чередовать пары с одиночными изображениями
 (рис. 5.3). Следующий возможный шаг — сдвиг изображения по вертикали (рис. 5.4). Такой    прием    используется    при    создании    многорядных    орнаментов
 (рис. 5.5). Можно инвертировать элемент орнамента (т. е. зеркально отобразить его по вертикали) и использовать чередование элемента и его инверсии (рис. 5.6).
Зеркальное отображение нагляднее всего можно представить, вообразив, что наш элемент отражается в зеркале (рис. 5.7). При использовании зеркально­го отображения наиболее эффектно выглядят орнаменты, содержащие диа­гональные элементы. Особенно интересны круговые орнаменты, выполнен­ные с использованием зеркального отображения.
Геометрические орнаменты особенно часто встречаются в искусстве латино­американских стран — Мексики, Перу, Боливии, в искусстве североамери­канских индейцев, в народном творчестве африканских стран — Нигерии, Намибии, Марокко.
В IXVIII веках до н.э. греки создавали удивительной красоты сосуды, по­верхность которых они украшали орнаментами, названными меандрами. Название это орнамент получил от извилистой речки Меандр, русло кото­рой напоминало сложные геометрические узоры. Древние греки, которые жили в гармонии с природой, считали, что в рисунке меандров содержится зашифрованная информация о мироздании;
В фольклорных произведениях России геометрический орнамент чаще всего встречается в вышивках крестом, практически на всей территории страны.
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают высокой устойчивостью на протяжении длительного историческо­го периода и имеют ярко выраженный национальный характер.
Типичные трудности
и методы их преодоления
Поскольку это уже третье занятие, на котором учащиеся работают с графи­ческими примитивами, и второе, на котором они занимаются зеркальным отображением, то трудностей технического характера не возникает. Проблемы с цветопредпочтением у детей обязательно будут, они в тех или иных вариантах продолжаются в течение всего курса, т. к. цветоразличение требу­ет длительной настройки сознания. По наблюдениям, цветоразличение ме­няется и у учителей, которые начинают заниматься компьютерной графи­кой: оно становится более тонким и глубоким. У учителя повышается интерес к цвету.
К пятому уроку у большинства детей появляются умения и навыки уверенного использования технических инструментов и приемов. Однако если де­ти так и не смогли эти приемы освоить, необходимо проявить терпение, еще и еще раз показать работу с графическими примитивами и рамкой.