Цель урока: Закрепление навыков работы в редакторе графическими
примитивами (резиновая линия, овал, прямоугольник). Закрепление навыков тиражирования фрагментов рисунка.
План урока
1. Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы
геометрического орнамента. Простейшие приемы создания орнаментальных
композиций.
2.
Демонстрация орнаментальных композиций (рис. 5.8 — рис.
5.13).
3.
Создание учителем геометрических орнаментальных композиций с
повторением правил пользования
инструментами графические примитивы, рамка, а также
правилами осуществления горизонтального и вертикального отображения элемента орнамента (Flip Ног. и Flip Ver.)
4.
Демонстрация работ учащихся (рис. 5.14 — рис. 5.19).
5.
Самостоятельная работа (создание 3—5
геометрических орнаментов по предложенным принципам построения орнаментов).
6.
Коллективный анализ детских работ по критериям, изложенным в
уроке 2.
Комментарии
В качестве искусствоведческой
темы для обучения работе перечисленными инструментами выбран геометрический
орнамент, поскольку по своему исполнению он идеально подходит для демонстрации
использования графических примитивов. Орнаментальные построения и
орнаментальные композиции будут в тех или иных вариантах проходить через весь
учебный курс, поэтому теме
"Орнамент" уделяется особенное значение.
Слово орнамент происходит от латинского глагола ornare — украшать, огnаmentum в переводе —
украшение. Однако, говоря об орнаменте, было бы 1 неверно сводить все только к
простому украшательству. Орнамент — это I магия ритма, включающая в себя символы, передающие
взаимоотношения I человека и
окружающего его мира. Почти во всех культурах извилистая линия была символом
воды, кружок — символом солнца, изображение креста в христианских странах
служило оберегом и т. д. Ритмами пронизана вся I жизнь природы: смена дня и ночи, времен года, ритм волн на
морском берегу, ритм движения гребней на песчаных плоскостях пустыни.
Возникновение орнамента
относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период
палеолита. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая национальная культура вырабатывали
свою орнаменталистику, поэтому орнамент является надежным признаком
принадлежности произведения к данному времени и данной стране. Особенного
развития орнамент достиг там,
где преобладали условные
формы зрительной I интерпретации действительности: на Древнем
Востоке, в доколумбовой I Америке, в азиатской культуре
древности и средних веков, в европейском I средневековье.
С геометрической точки зрения в
основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости.
По мотивам,
используемым в орнаменте, его делят на следующие виды:
□ геометрический, состоящий из
точек, прямых, ломаных и зигзагообразных линий, кругов, ромбов, многогранников,
звезд, крестов, спиралей, и т.д.
О растительный, состоящий из стилизованных листьев,
цветов, плодов, веток и др.;
□ зооморфный, изображающий стилизованные фигуры или части фигур
реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц
и рыб также относятся к этому виду орнамента;
реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц
и рыб также относятся к этому виду орнамента;
□ антропоморфный, который в
качестве мотивов использует мужские и
женские стилизованные фигуры.
женские стилизованные фигуры.
Орнамент является частью народного,
декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды,
предметов быта (утвари, мебели, инструментов и т. д.), оружия. Орнамент широко
применяется в книжной и прикладной графике, в плакате. Чугунное орнаментальное
литье украшает решетки мостов, парков, лестниц во дворцах и домах старых городов
во всем мире. Каждой национальной культуре присуща своя орнаментальная
стилистика, но "чугунное кружево" является неоспоримой драгоценностью
любого города. Санкт-Петербург гордится чугунными оградами парков, кружевными
арками мостов, которые любимы как горожанами, так и многочисленными туристами.
В орнаментальном убранстве нашего города можно проследить стили многих культур,
начиная с самых древних, запечатленных в сиянии мечети, до стилевых особенностей
модерна, популярного в начале XX века. Существует множество приемов,
применяемых при создании орнаментов. Простейшие из них — переносы и зеркальные
отображения.
Переносы
— копирование элемента орнамента и сдвиг его по горизонтали puc. 5.1
Создавая различные промежутки
между копиями, можно добиваться различного
ритма в пределах ряда — например, сдвигать элементы орнамента ларами
(рис. 5.2). Можно чередовать пары с одиночными изображениями
(рис. 5.3). Следующий
возможный шаг — сдвиг изображения по вертикали (рис. 5.4). Такой прием
используется при создании
многорядных орнаментов
(рис. 5.5). Можно инвертировать элемент
орнамента (т. е. зеркально отобразить его по вертикали) и использовать
чередование элемента и его инверсии (рис. 5.6).
Зеркальное отображение нагляднее
всего можно представить, вообразив, что наш элемент
отражается в зеркале (рис. 5.7). При использовании зеркального отображения наиболее эффектно выглядят орнаменты, содержащие диагональные
элементы. Особенно интересны круговые орнаменты, выполненные с
использованием зеркального отображения.
Геометрические
орнаменты особенно часто встречаются в искусстве латиноамериканских стран — Мексики, Перу, Боливии, в искусстве североамериканских
индейцев, в народном творчестве африканских стран — Нигерии, Намибии,
Марокко.
В IX—VIII веках до н.э. греки создавали
удивительной красоты сосуды, поверхность
которых они украшали орнаментами, названными меандрами. Название это орнамент получил от извилистой речки Меандр, русло которой
напоминало сложные геометрические узоры. Древние греки, которые жили в гармонии с природой, считали, что в рисунке меандров содержится зашифрованная
информация о мироздании;
В
фольклорных произведениях России геометрический орнамент чаще всего встречается
в вышивках крестом, практически на всей территории страны.
Общие стилистические признаки
орнаментального искусства определяются особенностями
и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают высокой
устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко
выраженный национальный характер.
Типичные трудности
и методы их преодоления
Поскольку это
уже третье занятие, на котором учащиеся работают с графическими
примитивами, и второе, на котором они занимаются зеркальным отображением, то
трудностей технического характера не возникает. Проблемы с цветопредпочтением у детей обязательно будут, они в тех или иных вариантах
продолжаются в течение всего курса, т. к. цветоразличение требует длительной
настройки сознания. По наблюдениям, цветоразличение меняется и у учителей,
которые начинают заниматься компьютерной графикой: оно становится более тонким
и глубоким. У учителя повышается интерес к цвету.
К пятому уроку у большинства детей
появляются умения и навыки уверенного использования
технических инструментов и приемов. Однако если дети так и не смогли эти
приемы освоить, необходимо проявить терпение, еще и еще раз показать
работу с графическими примитивами и рамкой.