«Развитие технического творчества учащихся как социально-педагогическая проблема. Общая характеристика технического творчества»
II.1. Сущность и понятие технического творчества учащихся.
II.1. Содержание труда человека в современных условиях измеряется не
только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем
наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и
количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого
возрастает. Изменяется и оценка труда
и труженика. Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а
значит и творчески работающий человек.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности
уделяют вниманию философы, социологи, педагоги, психологи. Убедительно
доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому
нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной
значимости.
Важным является вывод психолого–педагогической науки о том, что
творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. В педагогике
считается доказанным, что если к творческой деятельности не начать приучать с
достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый
в последующие годы.
Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому
можно научить.
Общим путем развития творческих способностей является включение
детей в творческую деятельность.
Как известно главный труд детей - учеба. Поэтому надо сделать этот
труд учащихся творческим. К сожалению, в нашей школе преобладает репродуктивное
обучение. Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от
учителя ученикам. Учитель при этом выступает в качестве передатчика
«запоминающих устройств». И ученик тем лучше успевает, чем точнее на
последующем уроке воспроизводит полученные в готовом виде знания.
Репродуктивно полученные знания и умения не находят применения на
практике.
В трудовом обучении еще в большей мере, чем по другим учебным
предметам, используются репродуктивные методы обучения. Учителя редко прибегают
к решению технических задач, использованию проблемности, техническому
эксперименту, эвристическим беседам и т.д. Требует значительного углубления политехнический
принцип обучения. На современном этапе развития науки и техники трудовое
обучение надо поставить так, чтобы учащиеся не только знакомились с
современными достижениями в технике и на производстве, но и получали обобщенные
знания о них, были причастны, пусть даже в самом малом к совершенствованию
производства.
Можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже
самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности.
Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества
– техническом, художественном и т.д.
Детское техническое творчество учащихся
– наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству.
В определении понятия «детское
техническое творчество» существуют 2 точки зрения – педагогическая и психологическая.
Педагоги рассматривают детское
техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на
ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей,
но и как один из эффективных способов трудового
воспитания и политического образования.
Психологи в
детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению
у учащихся способностей к
определенному виду творчества, установленного
уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, у
психологов важны методы правильной
диагностики творческих способностей учащихся,
которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся
смогут наиболее продуктивно проявить себя.
С учетом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество – это эффективное
средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих
способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками
полезности и новизны.
Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит
субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а
изготовленное изделие или принятое решение является новым только для
егосоздателя, однако педагогическая польза творческого труда несомненна.
Результат творческой деятельности учащихся – комплекс качеств творческой личности:
·
умственная активность;
·
стремление добывать знания и формировать умения для выполнения
практической работы;
·
трудолюбие;
·
изобретательность.
Анализ
психолого–педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает прежде
всего благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.
Во-первых, оно развивается на основе обычного
мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи
техническому. Например, одной из важнейших операции обычного мышления является
сравнение. Оказывается, без него немыслимо
и техническое мышление. То же можно сказать и о таких операциях
мышления, как противопоставление, классификация,
анализ, синтез и др. Характерным является только то, что перечисленные
выше операции мышления в технической деятельности развивается на техническом
материале.
Во-вторых, обычное мышление создает
психофизиологические предпосылки для развития технического мышления. В
результате обычного мышления, развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера,
память, приобретается гибкость мышления.
Однако,
понятийно – образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами,
которые необходимы для технического мышления. Например, понятия, взятые из технологии металлов, включают в себя
сведения из различных наук (физики, химии и др.) Они представляют собой не механический конгломерат сведений, а являются
единством существенных признаков технологического процесса или явления,
рассматриваемых с точки зрения разных наук.
В
техническом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются и
образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о форме технического объекта, его
размерах и других особенностях задаются не готовыми образами, как в обычном
мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий – чертежом. Причем чертеж не дает
готового образа того или иного понятия, его
нужно самостоятельно представить.
Рассмотренные
выше особенности технического мышления позволяют заключить, что формирование
его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения,
но и во всех видах внеклассной работы по техническому творчеству.
Особое
внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться
формированию технических понятий, пространственных представлений, умений
составлять и читать чертежи и схемы.
В
процессе технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое
мастерство во владении оборудованием и инструментом.
Немаловажное
значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора
школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся
сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике:
·
в
изучении специальной литературы;
·
в
ознакомлении с новинками техники;
·
в
консультациях специалистов.
Творческая
деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей
действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается
приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что в
своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного. Если не с раннего возраста детей включать в
творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость
мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения
и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Одним
из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности
является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей
развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы
и средства достижения цели.
Большое
значение в творческой деятельности имеет непрерывность
творческого процесса. В воспитании творческих черт личности большое
значение имеет результативность
творческого труда.
Особую
ценность представляет труд, направленный на совершенствование производства, повышение эффективности оборудования и
т.д.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1:
Задание 2: Выполните тест
ЗАДАНИЯ:
Задание 1:
Задание 2: Выполните тест